Нужно ли учить ребенка дисциплине?

Многие люди испытывают неприятные ощущения от слова «дисциплина». Вспоминается отец с ремнем, угрозы, шлепки и другие унизительные наказания. Термин в переводе с латыни имеет значение – «учить», правила и наказания к этому понятию не имеют отношения.

Нужно ли учить ребенка дисциплине?

Ответственные родители учат детей быть организованными. Дисциплина необходима для того, чтобы:

• понимать, что считать хорошим или плохим поступком. Малышам трудно представить абстрактные понятия, родители своими словами и поступками могут внушить определенные правила;

• приучить детей быть дисциплинированными означает: положить начало контролю над собой;

• научить ребенка уважать права и чувства других людей, что поможет впоследствии проявлять заботу и чуткость;

• усилить возможности на жизненные успехи. Дети, не приученные быть дисциплинированными, в мире взрослых столкнутся с многочисленными неприятностями.

Дисциплинированность – защита для ребенка, родителей сегодня и в будущем.

Универсальные правила

Родителям следует помнить, что дети разные, и нужно применение разнообразных подходов к ним. И все же существуют универсальные нормы, которые соблюдаются всегда.

• Не следует надеяться, что малыш будет послушным. Пока он не вырастет и не начнет понимать, ответственными за него являются родители.

• Взрослым нельзя скрывать любовь к ребенку, такой метод приучения к дисциплине неприемлем, так как это может в будущем принести проблемы (низкое самоуважение). Малыш должен знать, что даже при плохом поведении его любят.

• Наиболее эффективный метод воспитания дисциплинированности – отсутствие бескомпромиссной жестокости и абсолютной вседозволенности.

Полицейская проверка без стимула развивать самоконтроль вредна для ребенка. Он послушен воле взрослых и перестает контролировать себя, когда их нет рядом. С другой стороны, в семьях, где малышу позволяют все, вряд ли вырастет хорошо воспитанный человек. Такие дети отличаются грубостью, эгоистичностью, неумением уступать и не вызывают симпатии.

Методы воспитания

У родителей используются различные дисциплинарные методы: у одних – мягкие, у других – более жесткие. Нужно оставаться самим собой, избегая крайностей.

• Воспитывая дисциплину, обращайте внимание на личные качества малыша. Некоторые дети от сердитых слов начинают плакать, другие – могут пропустить их мимо ушей, усмехаться и смотреть в глаза взрослому, кому-то достаточно серьезного выражения лица и молчания родителей.

• Методы воспитания надо применять не только к ребенку, но и применительно к ситуации.

Некоторые ограничения нужны. Если взрослые, проявляя строгость и любовь, требуют выполнять правила, детям проще понять, что их ожидает. Когда родители отказываются от ограничений на том основании, что ребенок совсем мал, они несправедливы к нему и окружающим. Их права нарушаются действиями малыша: возраст не извиняет вырванные волосы у сестры или порванный журнал мамы.

Какие правила устанавливать

Введение правил зависит от приоритетов родителей. Наиболее распространенным является выполнение простых норм вежливости. Важно не просто говорить о правилах, а приучать выполнять их. Если малышу не удастся выполнять несколько правил сегодня, то в дальнейшем ему будет труднее это сделать.

Маленькие дети обладают неразвитой памятью. Не стоит ожидать, что они сразу все запомнят. Надо быть готовым к тому, что вначале ребенок будет противиться ограничениям и повторять нежелательные действия. Папам и мамам придется на протяжении определенного периода повторять одно и то же, пока ребенок не усвоит правило. Постепенно вы убедитесь, что он спокойно воспринимает его.

«Нельзя» необходимо, но при большем количестве запреты утрачивают эффективное воздействие. Запрет должен применяться в случаях, когда представляет опасность для ребенка и других людей.

Каждое «нет» должно сопровождаться альтернативным «да». Например, если ребенку запрещают играть папиной книгой, взамен предлагают взять книжку с картинками. Надо стараться делать акцент на положительной стороне.

Похвала

Действенными методами воспитания дисциплинированности являются похвала и награда. Надо поощрять хорошее поведение, что будет способствовать развитию и закреплению самоуважения у детей.

При высказывании замечания лучше смотреть в лицо ребенку. Используйте голос и выражение лица, чтобы малыш понял серьезность вашего намерения.

Запрещенным приемом является эмоциональный шантаж и попытка вызвать чувство вины у ребенка!

Проявление раздражения

Противопоказано проявление бесконтрольного гнева. Притупляется способность к мышлению, раздражение служит плохим примером для подражания, оно унижает маленького ребенка и может испугать его. Если взрослые почувствовали гнев, стоит успокоиться и объяснить ребенку, что он сделал не так и почему.

Если взрослому не удалось сдержаться, следует извиниться перед ребенком за свою несдержанность, подчеркнув, что вы его любите. Малыш поймет, что даже будучи сердитыми на него, папа или мама его любят.

Если родители в разговоре используют бранные слова, это закончится тем, что их начнут употреблять дети.

Уважение к ребенку

Родителям необходимо держать слово. Чтобы добиться ответственности у ребенка, следует быть ответственными самим. Малышу нужно ваше уважение, а не обращение с ним, как с собственностью и несмышленым младенцем. Будьте с ним вежливы, если что-то запрещаете, объясните свои действия. Желания и чувства маленького человека нуждаются в понимании взрослых. Не следует ругать малыша перед сверстниками или посторонними, надо пытаться слушать и понимать, что он хочет сказать.

Родителям следует помнить, что малыши только учатся следовать правилам, поэтому надо разъяснять и показывать даже простые дела. Указания взрослых должны быть простыми и четкими. Для того чтобы научить правилам детей, родителям надо запастись терпением.

Поделиться ссылкой:

Print Friendly, PDF & Email
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: