Кризис одного года

В большинстве случаев родители понимают словосочетание “кризис одного года” как нечто негативное, неправильное, несущее кучу неприятностей. На самом деле это обязательный этап развития человека. Психическое развитие ребёнка проходит определённые циклические стадии. Достаточно ровная стадия, когда идёт накопление опыта, завершается кризисом развития, после которого маленький человек переходит на новый этап, получает новые навыки. Окружающие отмечают, что “ребёнок повзрослел”.

Основные признаки кризиса развития:

  •  внезапные изменения в поведении;,
  •  повышенная конфликтность, капризность;
  •  в психическом развитии как будто происходит регресс;
  •  размытые границы начала и конца кризиса.Этот кризис начинается немного раньше года или, наоборот, позже. Он связан с появлением автономной речи и началом ходьбы без поддержки, что говорит о возросшей самостоятельности ребёнка. Автономной речью называются все те непонятные звуки, которыми малыш начинает общаться с окружающими. Это и “ба-бу”, “га-гу”, и “да-да-да”, и другие слоги. Они помогают устанавливать эмоциональную связь с близкими. Эта речь потом пропадёт, уступив место обыкновенной.Ребёнок становится непослушным, капризным, даёт яркую негативную реакцию на каждый запрет. Он может упасть на пол, зареветь, отказаться идти, пока не получит желаемое. Родителям часто кажется, что делается это назло. Но это не так. Не стоит забывать о том, что дети ещё плохо контролируют эмоции, им трудно остановится. А “назло” требует более высокого уровня развития головного мозга.

    Одним из важнейших приобретений этого возраста — способность действовать не только когда, то что хочется в прямой видимости, но и когда малыш вспоминает о заинтересовавшей его вещи. Например, когда взрослый отвлекается, ребёнок бежит на кухню к запретной плите потрогать интересные ручки. Раньше его внимание можно было легко перенаправить на другой, незапретный предмет, теперь же это стало труднее. Малыш отлично помнит, что где лежит.

     

     Кажущийся регресс проявляется в следующем:

  • эмоциональные реакции становятся примитивными, характерными для младшего возраста (обидчивость, плаксивость, капризность, угрюмость);
  • может нарушится ритм сна и бодрствования;
  • могут возникнуть проблемы с приёмами пищи.Ещё одним характерным признаком кризиса служит появившееся “стеснение” ребёнка. Общительный улыбчивый малыш внезапно начинает бояться малознакомых людей, прятаться за маму.
    В своей книге психолог Людмила Петрановская отмечает, что такое поведение закономерно. Пока малыш не ходил, с кем безопасно общаться решала мама. Дети считывают и копируют реакцию на незнакомую ситуацию с лица матери. Теперь же ребёнок сам перемещается и должен выбирать с кем взаимодействовать, за кем следовать. Он начинает выделять своих взрослых. Это важно. Ребёнка ни в коем случае нельзя принуждать к общению, высмеивать его “трусость”. Хочет прятаться за вами, пусть прячется. Малыш наблюдает, оценивает ситуацию и чуть позже сам пойдёт на контакт.Кризис одного года относится к неострым. Возможно, он пройдёт незаметно для вас и вашего малыша. Самое важное, всегда оставаться взрослым во взаимоотношениях с ребёнком.

Поделиться ссылкой:

Print Friendly, PDF & Email

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: